Жуковский
Рекламно-информационный сайт г. Жуковского
8-916-635-38-00

Относится к разделу Культура

Черный квадрат Малевича

В чем смысл Черного квадрата Малевича?

Про Черный квадрат Казимира Малевича столько уже слов сказано, а все равно он остается загадкой для тех, кто не понимает: а что же тут такого гениального в этом самом что ни наесть просто черном квадрате, да и у тех, кто по уровню профессионализма должен был бы иметь четкий ответ, их объяснения не кажутся достаточно убедительными или даже понятными. Профи склоняются к вердикту, что значимость картины Черный квадрат Малевича artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/ - в том революционном новаторстве, что она породила после довольно скандальной экспозиции на выставке, где была размещена на месте, предназначенном для религиозных картин и икон. Что будто бы Малевичу удалось доказать, что не суть картины, ни мастерство ее исполнения, вообще ничто не является мерилом художественности в творчестве.

Для того, чтобы оценить верность такого утверждения, нужно понимать суть того, что представляет собой художественное творчество - в контексте его значимости в обществе. Сам Малевич оказался довольно близок к такому пониманию, хотя не был ни психологом, ни социологом. Он задумал нарисовать картину, которая бы каждому навевала то в душе, к чему он более всего был склонен и назвал этот эффект "божественной монадой".

В самом деле, чем менее однозначно воспринимаемое, тем более индивидуально оно осмысливается, поэтому и женщина в полупрозрачной одежде выглядит более многозначительно и соблазнительно, чем совершенно без одежды. Но, кроме такой сакраментальной стороны воздействия есть еще и другое, более важное для формирования значимости.

Можно быть уверенным, что если бы эта картина не сопровождалась объяснениями Малевича и связанным в этим ее обсуждениями, то и не было бы того смысла, который с ней ассоциируется у профессионалов, причастных ко всему этому. Молча выставив картину, Малевич получил бы просто квадрат и характерный жест ценителей пальцем у виска, к которому уже начинал привыкать. Объяснение, связывающее его значимость с объектом восприятия, делает этот объект осмысленным и важным настолько, насколько высокая значимость с ним оказалась ассоциированной.

Многие современные дизайнеры применяют этот прием, предлагая заказчику очень простой графический примитив, но объясняя почему это имеет такое больше значение. Яркий пример - А. Лебедев, для которого именно выработка высоко-значимого объяснения является самой главной и большой частью его работы. И вот, заказчик тупо смотрит на предложенный логотип-закорючку, но начинаются объяснения, и человек проникается идеей гениальности сотворенного, совершенно беззащитный против настолько хорошо подготовленной атаки на его психику.

Это все - эксплуатация общепонимаемых символов общения, в данном случае того, что означает в общении упоминания и обсуждения картины художника.  Символы общения, которые люди научились связывать в определенной значимостью в определенных условиях, образуют этику взаимоотношений. В каждой ситуации, в ее контексте возникает определенный смысл того, но что обращается внимание, и если этот смысл достаточно одинаков для разных людей, возникает взаимопонимание.

 

В среде профессионалов, причастных к обсуждению Малевича есть общий для них смысл понимания картины, а в среде людей далеких от этого - нет, а есть просто черный бессмысленный квадрат.



Опубликовано: 2016-04-21